Реставрация икон и росписи. 

О мастерской

Иконостас изготовление

Домашний иконостас

Иконы изготовление

Киоты изготовление

Престол изготовление

Распятие изготовление

Аналои, церковная утварь

Кресло архиерейское

Сень над гробницей

Роспись храма

Реставрация икон и росписи

Мозаика изготовление

Творческие работы

Позолотные работы

Пожелания настоятелю

Расценки на работы

История иконописи

Обратная связь

Реставрация икон и росписи

Реставрация храмов.

На территории России огромное количество храмов - памятников архитектуры, требующие незамедлительного вмешательства строителей и художников -реставраторов для спасения архитектурно-художественного наследия страны. В основном эти храмы были построенные в дореволюционный период нашей истории, а многие и несколько веков назад. К сожалению, за годы советской власти были уничтожены в большом количестве настоящие шедевры архитектурного искусства. Но многие, сохранившиеся до наших дней храмы и моностыри нуждаются в срочном восстановлении.

Реставрация храмов - самая актуальная проблема в современной России. В царской России храмы находились на попечении меценатов или существовали на пожертвования верующих. После революции многие храмы, если не были разрушены, то стали бесхозными, либо использовались под хозяйственные нужды. В настоящее время, возвращенняе русской православной церкви многие храмы находятся в критическом состоянии. Часть храмов уже отреставрирована, но многие до сих пор ждут помощи меценатов и неравнодушных людей.

В реставрации как правило нуждается не только здание, но и его внутренние элементы. После того как в храме начинаются реставрационные работы, в храм начинают приносить старие иконы, которые жители хранили в самых неожиданных местах: в сарае, в погребе и т.д. Реставрация икон – очень сложный и кропотливый труд для художника-иконописца и его необходимо доверять только профессионалам, имеющим опыт работы в этом направлении. То же самое можно сказать и о реставрации росписи храма.

Многие иконы, как говорят художники, легче написать вновь, чем реставрировать. Но старые иконы намолены, на них молилось не одно поколение наших предков, поэтому они достойны бережного к себе отношения. В нашей мастерской отреставрированы сотни старинных икон как древнерусского письма, так и афонского. В 2007 – 08 годах наша мастерская выполнила ­ реставрацию и воссоздание росписи храма кисти Константина Маковского, выполненной в начале 20 века в храме Иоанна Богослова г. Оренбурга. На конкурсной основе министерства культуры.

­

Реставрация икон

Реставрация (от лат. Restavratio — восстановление) старинных икон — это кропотливая работа по возвращению к жизни святых образов, написанных мастерами прошлых веков, которые частично утратили свой блеск и красоту. Вернуть эту красоту - задача художника-реставратора.

иконописные мастерские реставрировали иконы с древних времен, так как иконы , даже сильно разрушенные, не выкидывали, а старались максимально восстановить утраченное изображение, в плоть до того, что икону переписывали заново. Тем самым художник-реставратор продлевал жизнь священного образа.

Наши предки сами очень бережно относились к святым иконам и завещали нам так же беречь и созранять святыни.

Реставрация иконы – длительный и кропотливый труд. Надо расчистить и удалить загрязнения. по возможности выправить деформацию доски, нарастить утерянные фрагменты доски, заделать щели и углубления, восстановить левкас и красочный слой, восстановить надписи и позолоту. Все это требует не только большого мастерства и опыта, но и невероятного терпения.

Длительность реставрации иконы зависит от сложности повреждений и количества неграмотных поновлений. Троицу Андрея Рублева поновляли несколько раз на протяжении нескольких веков, в результате осталось то, что осталось. В 1904 году по заказу наместника Троице-Сергиевой лавры иконописец-реставратор Гурьянов В.П. реставрировал икону, вынув ее из оклада, реставратору помогали В.­А.­Тюлин и А.­И.­Изразцов. Сняв первый слой поновления, сделанного в середине 19 века (это была сплошная запись) мастер обнаружил еще несколько поновлений в различные времена, в том числе сплошную запись, сделанную в палеховской манере. В одно из таких поновлений был варварски счищен наждачкой первоначальный слой краски в нескольких местах. когда был снят последний слой поновления, перед пораженными художниками вместо темных оливковых и коричневых красок, которые соответствовали гамме икон того времени, открылись яркие солнечные краски, прозрачные одежды ангелов, напомнившие итальянские фрески и иконы 14, начала 15 века. Но и после Гурьянова икону пришлось реставрировать в конце 1918 года над ней в течении месяца трудились 3 художника-реставратора, так как Гурьянов ее тоже поновил по своему усмотрению, и после возвращения ее в храм, она опять потемнела. Представьте себе, что каждый слой записи мастера-реставраторы с лупой соскабливали тончайшим скребком, предварительно размочив слабым раствором нашатырного спирта, лишний слой краски. При этом концентрацию раствора и время размачивания надо точно расчитать, чтобы не затронуть нижний оригинальный слой.

Как говорят:"Искусство требует жертв". А художник -реставратор совершает подвиг, возвращая икону в ее прежнем виде и дав ей вторую жизнь.

Copyright 2007 ООО «Художественно–реставрационные мастерские Плигина»

Тел.: +7-960-832-16-67 (моб.), 224-89-17 (дом.). E-mail: alepligin@yandex.ru