Роспись храма. 

О мастерской

Иконостас изготовление

Домашний иконостас

Иконы изготовление

Киоты изготовление

Престол изготовление

Распятие изготовление

Аналои, церковная утварь

Кресло архиерейское

Сень над гробницей

Роспись храма

Реставрация икон и росписи

Мозаика изготовление

Творческие работы

Позолотные работы

Пожелания настоятелю

Расценки на работы

История иконописи

Обратная связь

Роспись храма

Наша мастерская выполнила ряд настенных росписей, по которым можно судить о высоком профессионализме иконописцев и дизайнеров, умении работать в архитектурном пространстве, сочетая строгий канон и художественную свободу. В основном иконописцы имеют высшее художественное образование. Роспись храма осуществляется на основании разрабатываемого проекта под контролем руководителя. Над проектом росписи работает коллектив художников-дизайнеров, решая стилистику и цветовое решение храма. В орнаментах росписи нет случайных цветов, каждый колер тщательно подбирается на картонах, ­делается несколько вариантов, при этом контролируется чтобы ни один орнамент не выскакивал из общего решения и гармонировал с другими орнаментами и живописными сюжетами. В отличии от многих мастерских мы не ставим задачу –

за короткий срок покрыть росписью как можно больше квадратных метров. Быстро не бывает хорошо. Большое внимание мы уделяем тому, чтобы стены были идеально подготовлены (не были рыхлые и неровные) – это как фундамент для здания.

Основные наши работы по росписи храмов приводим ниже:

Роспись стен православного храма.

Интерьер христианского храма принято украшать иконами и настенной росписью. В Византии с ранних времен была разработана система построения элементов росписи, которая мало чем изменилась и по сегодняшний день. Роспись стен православного храма имеет огромное значение для христиан. Во все времена для росписи храма привлекались лучшие мастера монументального искуссва. в росписи храма мало быть искуссным мастером в живописи, нужно уметь организовать большую поверхность стены, правильно и гармонично расположить фигуры по отношению друг к другу. Дизайнер, делающий проект росписи храма, должен грамотно, согласно с каноном, разместить сюжеты росписи и орнамент между ними по всему храмутак, чтобы все элементы росписи гармонично вписались в интерьер храма. Роспись храма должна сочетатьса с иконостасом, киотами, и другими элементами церковной утвари, создавая единую гармонию и целостность восприятия. Роспись храма должна соответствовать архитектурному стилю храма так же как и весь комплекс украшений храма. Если храм построен в византийском стиле, то и роспись храма, как и весь интерьер храма должны соответствовать данноми направлению. Если храм построен в современном классическом архитектурном стиле, то роспсь храма в византийском стиле будет выглядеть нелепо. Роспись такого храма необходимо выполнить в современном академическом стиле иконописания. Разумеетса при росписи храма в любом стиле необходимо придерживаться канонов иконописи.

Роспись храма - византийский стиль..

Роспись интерьера византийского храма в отличие от раннехристианских храмов в средневековой Европе не рассматривается как набор одельных сюжетов, как Библия в картинках". Система расположения сюжетов, стройно построенная на плоскости стены, с особой выразительностью показывала основны христианского учения, в полной мере показывала историю Ветхого и Нового Завета. Однако, роспись играла не только учительную функцию. Верующий. находясь в православном храме, не просто видит изображения росписи храма, но и сам становился как бы соучастником всех событий священной истории. При росписи храма византийские художники изображали сюжеты и изображения святых не в естественной перспективе в глубоком пространстве, а в плоскости храма, создавая впечатление присутствия святых среди молящихся. Порой при росписи храма иконописцы использовали обратную перспективу. Все изображения при росписи храма располагались в соответствии с их значимостью. Самые важные события изображались в центральных частях храма: куполе, сводах, в Алтаре. На стенах как и в иконостасе выше изображаютя праотцы и пророки, а ниже апостолы и сюжеты Нового Завета, изображающие земную жизнь Христа. На росписи нижней части храма святые более зримо присутствуют среди молящихся. При росписи храма художник изображал фон как глухую стену, дающую только небольшую глубину и дающую возможность воспринимать фигуры святых в реальном пространстве интерьера храма. Ту же роль играл и золотой фон, не дающий большой глубины, но показывающих изображения святых в неземном сиянии. Лики святых не изображались в профиль, кроме негативных персонажей. Святые на росписях и на иконах не изображались спиной. т.к. это означало его отсутствие в данном действии. Но строгая фронтальность не давала показать на росписи взаимодействие персонажей между собой. Поэтому использовался трехчетвертной ракурс изображения фигур. При росписи вогнутых поверхностей византийские иконописцы располагали фронтальные фигуры друг против друга, добиваясь те самым их взаимодествия в реальном пространстве.

Позднее. начиная с XII века в византийских и других храмах восточного православного мира роспись храма становится более насыщенной и многословной. Но общая стилистика росписи храма остается неизменной. Основа иконографического содержания византийской росписи служила образцом для росписи храмов в православных странах, особенно в росписях древнерусских храмов на протяжении всех последующих веков, несмотра на некоторые совершенствования.

К середине 9 века после окончания иконоборчества в Византии наступил расцвет церковного иконописного искусства. К тому времени сформировывается стройная богословская и художественная система росписи христианского храма. В совершенстве продуманная система росписи храма четко согласуется с архитектурой храма и составляет с ней единое целое. Роспись Софийского Собора в Киеве отображает в полной мере константинопольский стиль росписи храма. Она отражает развитие византийского стиля монументального церковного искусства и в своем времени и является образцом для большинства древнерусских храмов. Сюжетные композиции, используемые при росписи Софийского Собора, повторяются в росписях православных храмов вплоть до 16 века. В центральном куполе Софийского Собора изображен Христос Пантократор в окружении четырёх архангелов. В барабане в простенках между окнами изображены ростовые фигуры 12-ти апостолов. В парусах изображены четыре евангелиста. На арках изображены медальоны с 40 Севастийскими мучениками. На арке, отделяющей апсиду, в трех медальонах представлен Деисус - Иисус Христос, Божья Матерь и Иоанн Предтеча. На центральной апсиде в конхе - Богоматерь "Оранта", ниже - Евхаристия. На Евхаристии слева Иисус Христос причащает апостолов хлебом, справа вином. Евхаристия - символическое изображение Тайной Вечери. В нижней части апсиды изображены святители и диаконы. Они­ как бы окружают стоящий в центре Алтаря Святой Престол. Евангельский цикл отличается особой подробностью, так как направлен на просвещение новокрещенного народа. Поэтому здесь присутствует и повествовательный элемент: На столбах изображены лики первоввященников. а западных гранях, обращеных к молящимся - Благовещение Пресвятой Богородицы. Важнейшие двунадесятые праздники изображены на сводах подкупольного креста. Подобное расположение праздников на сводах ветвей креста с некоторыми вариациями встречается в росписях православных храмов по сей день. На центральных стенах изображены сцены земной жизни Христа, Страсти Христовы и события после Воскресения Христова. В левой апсиде придела Петра и Павла изображены сюжеты деяний этих апостолов. В правой апсиде придела Иоакима и Анны, родителей Богородицы, изображены сюжеты о рождении и детстве Богоматери. Две крайние апсиды в приделах Великомученика Георгия и Архистратига Михаила расписаны житиями­ этих сятых и поясными иконами. На хорах изображены: Тайная Вечеря и её прообраз - Брак в Кане Галилейской, явление Пресвятой Троицы Аврааму и Три отрока в пещи огненной. Особой достопримечательностью росписи Собора был ктиторский портрет семьи Ярослава Мудрого, постоившего храм. Он располагался на западной стене подкупольного креста. Изображение ктиторских композиций в росписях храма было широко распространенно в те времена. Ктитор - государь или знатный заказчик по строительству или росписи храма, иногда это церковный иерарх предстоит в молитвенном поклоне к Христу или Богородице. Обычным явлением было и изображение семьи строителя храма. Очень часто ктитор изображается на росписи держащим в руках макет построенного им храма. На малых куполах и нижних сводах под хорами изображены медальоны с ангелами, херувимы и серафимы. Роспись остальных столбов и стен храма изобилует изображениями ликов святых. Лестничные башни Собора, ведущие на хоры, расписаны светскими по содержанию сюжетами, похожими на росписи византийских дворцов, т.к.хоры служили местом. где молился великий князь со своей свитой.

Подобные приемы в росписи храма часто можно увидеть и в наше время.

Роспись храма академический стиль.

В 18-19 веках на Руси большинство иконописцев при росписи храмов придерживаются сюжетной и композиционной традиции византийского стиля иконописания, однако образы приобрели более живописный характер. Древняя манера иконописания сохранилась только в старообрядческой среде.
Реформы Петра I отразились на развитии церковного искусства наряду со светской живописью.Многие художники-академисты. ориентируясь на западных художников эпохи возрождения, наряду со свободным творчеством занимались росписью храмов и нарписанием икон для иконостасов. Академический стиль иконописи в это время приобретает массовых характер. Создаются иконописные мастерские, работавшие в академической манере. В 1757 году в г. Санкт-Петербурге открылась Академия художеств, которая стала центром эстетических стандартов­ для светской живописи, а так же и для церковной. Многие художники занимающие руководящие посты в Академии,занимались еще и росписью храмов и изготовлением икон для иконостасов. Большое влияние на русских иконописцев оказали мастера итальянской религиозной живописи эпохи Возрождения, в особенности Рафаэль и Микеланджело. Ф.А. Бруни (1799-1875гг). итальянец по происхождению и католик по вероисповеданию выполнил росписи и эскизы к росписям Исаакиевского и Казанского Соборов города Санкт-Петербурга. Его работы вызывали возмущение у одних современников и восторг у других. В церковном искусстве тех времен оставили свой след такие знаменитые художники как Брюлов, Боровиковский и др.

С 1875 по 1883 год художники -академисты расписывали храм Христа Спасителя в Москве. В росписи храма под руководством Бруни участвовали художники: В.П. Верещагин, Н.А.Кошелев, И.Н. Крамской, В.Е. Маковский, А.Т. Марков, Т.А. Нефф, И.М. Прянишников, Е.С. Сорокин, В.И. Суриков, Г.И. Семирадский.Роспись храма была выполнена маслом по известковой штукатурке.
­В.М. Васнецов негативно отзывался об этом периоде монументального церковного искусства, которое превратилось в натуралистическое со святыми-натурщиками. Кстати художники, восстанавливающие росписи в Новом Храме Христа Спасителя по старым эскизам, пошли еще дальше. Например на сюжетах "Тайная Вечеря" или "Вход Господень в Иерусалим" Нестеренко можно увидеть в лице апостолов вместо ликов апостолов лица друзей художника.

В конце 19 начале 20 веков древние иконы начинают почитаться как к ценные памятники старины, их коллекционируют и реставрируют. Всплеск интереса к старинной иконе способствовал изменению отношения художников-академистов к иконописанию. Возникает «неорусский» стиль в церковной живописи. Основоположником нового направления в церковной живописи стал В.М. Васнецов (1848-1926гг). В 1885-1886 годах он наряду с другими художниками выполнил роспись Владимирского Собора в Киеве. При росписи храма Васнецов ориентировался не на западных художников эпохи Возрождения, а на византийскую и древнерусскую монументальную живопись, привнеся в нее модерновый стиль. Работы Васнецова оказали огромное влияние на художников-иконописцев конца 19 и начала 20 веков.

В работе по росписи Владимирского Собора так же принимал участие и М.В. Нестеров, которому принадлежат четыре иконостаса в боковых нефах, композиции «Рождество Христово», «Воскресение Христово», «Богоявление Господне», образы Бориса и Глеба, княгини Ольги и др. Работы­ М.В.Нестерова можно увидеть на настенных росписях Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве. Нестеров, как и Васнецов, тяготеет к стилю модерн в сочетании с русской декоративностью и фольклорностью. Несмотря на живописные качества иконопись Нестерова в отличие от Васнецова ближе к картине чем к иконе.

Иконописцы нашей мастерской стремятся взять от знаменитых художников самые лучшие качества, стремясь при этом не отходить далеко от канонов древней иконописной школы.

Copyright 2007 ООО «Художественно–реставрационные мастерские Плигина»

Тел.: +7-960-832-16-67 (моб.), 224-89-17 (дом.). E-mail: alepligin@yandex.ru