Позолотные работы. 

О мастерской

Иконостас изготовление

Домашний иконостас

Иконы изготовление

Киоты изготовление

Престол изготовление

Распятие изготовление

Аналои, церковная утварь

Кресло архиерейское

Сень над гробницей

Роспись храма

Реставрация икон и росписи

Мозаика изготовление

Творческие работы

Позолотные работы

Пожелания настоятелю

Расценки на работы

История иконописи

Обратная связь

Позолотные работы

В основном позолотные работы мы призводим для своих изделий. Но бывают случаи, когда мы привлекаем позолотчиков со стороны или нас привлекают. В любом случае мы можем грамотно справиться с любым видом позолоты по любому материалу.

Золочение - это технологически сложный процесс, который состоит из множественных нюансов. Для нанесение тончайшего слоя сусального золота на предварительно подготовленную поверхность требует кропотливого отношения к работе и большого опыта. Доверить такую тонкую работу можно только настоящим профессионалам с многолетним опытом работы. Новичок в этом деликатном деле испортит немало книжек сусального золота, прежде чем научится более менее позолотному ремеслу. Не каждому дано быть позолотчиком. Очень многие тратят на учебы годы, но так и не могут золотить так, чтобы отражаться как зеркале в позолоченной детали.

Технологии позолотных работ.

Золочение различных материалов применялось в давние времена очень широко. Технологию по золочению сусальным золотом описывает Ченнини в конце 14 века. Так как трактат изобилует не привычными выражениями и материалами, опишу его доступным языком.

Хорошо просушенное изделие из дерева проклеиваем слабым пергаментным (кожнам) клеем 3 раза. Наклеваем паволоку (тонкую льняную ткань) и грунтуем. Грунт замешиваем отмученным гипсом (гипс размолаживался т.е. заливался водой и непрерывно размешивался некоторое время) на разбавленном клее. Первый слой наносим, втирая в изделие. Все следующие слои наносим кистью, крест на крест, на не просохший предыдущий. И так покрываем от 2 до 8 раз по необходимости. При грунтовых работах Ченнини рекомендует сделать грунт сразу на весь объем работы. Загрунтовать в течение суток и сушить не на солнце. Обрабатывать тонкими скребочками до принятия гладкого вида.

При золочение на полимент Ченнини предлагает 2 рецепта. 1 - смесь армянского болюса с белком, разбавленная водой. Полимент наносится кистью из длинного беличьего волоса в одно движение 3 или 4 раза, потом полируется мягкой тканью. После смачивания яичным белком, сильно разбавленного водой, накладывается золото. Для плоских поверхностей используйте толстое золото, для объемного орнамента – тонкое, а для самого мелкого – еще тоньше. Полировку позолоченной поверхности производить зубками из камня или зуба хищного зверя. Ченнини приводит примеры масляной позолоты (на мордан). Вареное масло, растираем с медянкой. Золочение начинаем после пробы на отлип, ложить на непросохший полностью мордан. Состав другого: чесночный сок, белила, болюс и урина. На него можно было золотить через полчаса. Но этот состав боится сырости.

­

Имитируя позолоту, золотого цвета достигали, смешивая селитру с алоэ.

­При реставрации позолоты ни в коем случае нельзя накладывать новое золото на старое. Старое золото необходимо смыть или счистить тонкой шкуркой. При государственном заказе на реставрацию позолоты, золото смывалось ватками, которые сдавались. Впоследствии золото выжигалось из ваты.

­Рецептов по подготовке к позолоте и непосредственно золочения огромное количество. Порой они даже противоречат друг другу. Поэтому каждый мастер со временем путем проб и ошибок вырабатывает свои индивидуальные приемы золочения. У настоящего мастера все расписано по полочкам - время лачки, каким лаком, каким морданом, восколько покрыта деталь, сколько времени прошло после позолоты. При позолоте малейшая деталь имеет большое значение. Если недодержать мордан золото потонет и станет мутным. Тоже самое произойдет при недосохшем как следует лаке. Скипидар испоряясь из глубины, делает позолоту мутной. При передержке мордана золото имеет хороший блеск, но плохо держится на поверхности, а порой и вообще ложится рваными кусками. В таком случае мордан надо смывать и наносить новый. Чтобы работать в течение всего дня позолотчики пользуются разными морданами - от 12 часового до 3 часового.

­

­

Copyright 2007 ООО «Художественно–реставрационные мастерские Плигина»

Тел.: +7-960-832-16-67 (моб.), 224-89-17 (дом.). E-mail: alepligin@yandex.ru