Изготовление мозаики. 

О мастерской

Иконостас изготовление

Домашний иконостас

Иконы изготовление

Киоты изготовление

Престол изготовление

Распятие изготовление

Аналои, церковная утварь

Кресло архиерейское

Сень над гробницей

Роспись храма

Реставрация икон и росписи

Мозаика изготовление

Творческие работы

Позолотные работы

Пожелания настоятелю

Расценки на работы

История иконописи

Обратная связь

Мозаика изготовление

Мозаика храма

Наиболее распространённой в мозаичном искусстве является мозаика храма. Речь идёт об украшении храмов, создании панно и изготовлении икон с помощью мозаики. И это всё художественные произведения.

В изготовлении мозаики используются: мрамор, камень, смальта, золотая смальта, а также могут использоваться полудрагоценные камни, такие как малахит, оникс, яшма и т. д.

Раньше мастера выкладывали мозаику непосредственно на то место, где она должна находится, используя известковый или цементный раствор. Это было неудобно, так как изготовление мозаики долгий, кропотливый живой процесс. Сейчас появилась возможность изготавливать мозаику с помощью набора в мастерской, а потом монтировать на стену. Мозаичные панно собираются в мастерской на крепкое основание с использованием эпоксидного клея, а затем монтируются на постоянное место.

Мозаика, изготовленная таким способом, не боится ни жары, ни холода, ни перепадов температуры.

Все наши работы сделаны именно таким способом:

­

История мозаики
Мозаика – произведение, посвящённое музам. Мозаика - монументально-декоративное прикладное искусство, подразумевает художественное произведение из цветных камней, смальты, керамической плитки и других твердых материалов.

Античная мозаика
История мозаики начинается со 2 половины 4 тысячелетия до нашей эры — со времен постройки шумерских храмов в Месопотамии. В шумерских храмах Мессопотамии мозаика изготавливалась из керамических палочек, укладываемых на раствор глины. Впервые мозаики, изготовленные из мелких камешков,­ обнаружены в Коринфе в конце 5 века до нашей эры. В эллиническую эпоху появилась техника изготовления мозаики путем колки камешков­ и­ цветного стекла, это позволяло мастеру создавать неограниченную цветовую гамму в мозаичных произведениях. ­
В Древнем Риме­ мозаику изготавливали из небольших кубиков смальты. Мозаикой из смальты, а порой и из гальки, выкладывались полы дворцов, а порой и стены.

Самый большой расцвет мозаика получила в Византии. В Византии мозаика превращается в настоящее произведение искусства, для изготовления мозаики применяется мелкий модуль смальты, фон для мозаичных икон начали изготавливать из золотой смальты.
В средние века на востоке широко применялось украшение мозаикой дворцов.
Во второй половине 18 века в Шекинском ханстве самые богатые дома были украшены богатой настенной росписью. Но самым выдающимся памятником архитектуры в Азербаджане является украшенный мозаиками дворец шекинских ханов.
Во Франции завод по производству­ мозаики, был открыт в 1837 году Эмо де Бриаром. Эта мозаика производится и по сей день.
На Руси, после принятия христианства, начали изготавливать мозаичные иконы из смальты, но­ смальта, завозимая из Византии, была очень дорогая, и поэтому изготовление мозаичных икон не нашло широкого применения.

Русская мозаика­
Мозаика в России всегда была признаком роскоши и царственной власти. Впервые мозаика на Руси появилась в Софийском Соборе в Киеве. Монументальные мозаичные изображения на стенах Софийского Собора сквозь тысячелетие не потеряли чистоты цвета. Софийские мозаики изготавливали византийские мастера. Но уже через полстолетия киевский Собор Архангела Михаила украшали русские мастера-мазаичисты. На территории лавры организовали полноценное смальтоварочное производство. В связи с татарским нашествием возникла длительная пауза в развитии мозаичного искусства на Руси. Только в 17 веке М. В. Ломоносов попытался возродить это трудоемкое, но по истине царственное искусство. Он опытным путем, нигде не заимствуя, разработал свою технологию варки смальты и практически поставил это производство на промышленную основу. Поставив в течение 3 лет более 4000 опытов, М. В. Ломоносов добился получения смальты практически любого цвета. Однако, после смерти Ломоносова, мозаичное искусство в России вновь было предано забвению.
Мозаичное искусство возродилось в России в 1840 году, когда, в связи с влажностью в помещении, решено было перевести живописные иконы Исаакиевского Собора в мозаику. Русское правительство­ командировало художников, закончивших Императорскую Академию художеств, учиться изготовлению мозаики в Италию. В Петербург для организации производства смальты пригласили технологов из Рима. Созданная при Академии художеств мозаичная мастерская использовала в том числе и рецепты изготовления смальты, разработанные М. В. Ломоносовым.

Изготовление мозаичных икон для Исаакиевского Собора продлилось 66 лет, было изготовлено 62 мозаики общей площадью 500 кв. м. Мозаичные работы продолжались до 1914 года, но так и не были завершены в связи с революционными событиями. Набор мозаичных икон производился по­ живописным образцам.
Один из шедевров­ мозаичного копирования - икона "Тайная вечеря". Несмотря на то, что икона по площади занимала не более 2 квадратных метров, 5 художников работали над ней в течение 8 лет. Мозаичная икона "Тайная вечеря" выполнена при помощи метода оптического смешения цветов кусочков смальты. При наборе кусочки смальты подбирались по цвету таким образом, чтобы на расстоянии их цвета сливались в нужный цвет и тон. При ближайшем рассмотрении например белый цвет состоит из кусочков смальты с оттенками самых разных цветов.
Мозаику изготавливали прямым набором: окантованную рамой бетонную плиту покрывали слоем гипса, на него переносили контуры будущей иконы. Потом в нужных местах скалывали гипс и укладывали смальту, подбирая ее по контуру по цвету к живописному оригиналу и плотно подгоняя друг к другу, затем укрепляли специальной мастикой. После набора мозаику переворачивали, очищали от мастики и заливали слоем цементного раствора с арматурой.
После этого лицевую поверхность иконы шлифовали, полировали, а швы между смальтой тонировали цветным воском.­ Для изготовления золотой смальты для фона икон на стеклянную пластину накладывали листочки сусального золота, заливали расплавленным стеклом и прессовали.­
Мастерская при изготовлении мозаики применяла прямой набор, при котором­ достигалась­ живописная реалистичность изображения, но на изготовление мозаики таким способом уходило много времени, в результате чего изготовление мозаики было дорогим удовольствием. Поэтому Академия посылает своих художников в Венецию, где Антониом Сальвиати был придуман другой, удешевленный способ изготовления мозаики. Мозаика выкладывалась лицевой частью на эластичную основу, после чего перевозилась и с ней укладывалась на стену.
Благодаря отлаженному производству художественной смальты мозаичное искусство в России ускоренно развивалось, обретя со временем свой почерк в академическом стиле. Питерский храм "Спас на Крови", является самым крупным в Европе произведением мозаичного искусства. На стротельство и отделку храма потребовалось 24 года (1883 - 1907гг). Больше всего времени было потрачено на изготовление мозаики.

Мозаика храма Спас на Крови уникальна своей красотой и масштабом. Площадь фасадной мозаики составляет 400 кв. м, а в интерьере храма 7065 кв.м.
Это единственный из православных храмов, в котором мозаика занимает все пространство храма и в таком объеме. Сначала храм хотели расписать, а мозаики изготовить только на фасаде храма. Но потом решили покрыть мозаикой весь интерьер храма.
После проведения нескольких конкурсов решили заказать эту работу известным русским художникам. В 1895 году В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. А. Бруни, Ф. С. Журавлёв, Н. А. Кошелев, А. Н. Новосельцев и другие исполнили эскизы наружной мозаики, а к 1900 году были в основном закончены эскизы интерьерной живописи.
Мозаичное убранство храма создавалось в студии декоративной мозаики Фролова.
В. А. Фролов продолжил дело брата А. А.Фролова и первым в России освоил ускоренный «обратный» способ набора мозаики. В. А. Фролова, сохраняя индивидуальный почерк авторов, стремился во время изготовления мозаики к декоративности рисунка и яркому колориту. Это полностью соответствовало требованиям монументального искусства и характеру­ модерна в мозаике. Декоративность мозаичных икон достигалась усилением основных тонов и контрастностью оттенков цветов.
В отличие от изготовления мозаик в Исаакиевском Соборе, опирающихся на произведения масляной живописи, эскизы сюжетов для мозаик храма Спас на Крови сразу писались для исполнения в смальте. Мозаики храма создавались под руководством архитектора А. А. Парланда мастерами-мозаичистами по эскизам 32 художников, среди них были известные русские художники В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев. а так же и сам Парланд.Хотя изготовление эскизов к мозаикам, а так же и изготовление самих мозаик контролировала комиссия, знакомая с православной иконографией. Этого не хватило для того, чтобы проследить единую стилистику исполнения композиций. В итоге мозаичные композиции получились не только разностильными, но и неравноценными по художественному уровню. Многочисленные причудливые мозаичные орнаменты, разделяющие изображения библейских сюжетов, выполнены в стиле русского модерна.
По начальному замыслу курьирующего архитектора А. А. Парланда работать над эскизами всех мозаик храма должен был Виктор Михайлович Васнецов, который к тому времени прослыл как выдающийся мастер религиозной живописи. Но в это время у Васнецова были другие заказы, поэтому он исполнил лишь картоны двух икон в иконостасе — «Спаситель» и «Богоматерь» и 5 мозаик на фасаде. До нынешнего времени сохранились всего 2 мозаичные иконы, выполненные по эскизам замечательного художника М. В. Нестерова, творчество которого внесло неоценимый вклад в развитие современного церковного искусства, «Воскресение Христа» и «Князь Александр Невский». Автором мозаичной композиции «Евхаристия» на восточной стене Главного Алтаря является Н.Н. Харламов. В этой работе художник соединил византийские православные традиции с приемами академической школы.С его участием также было изготовлено много других мозаик храма.
В работе над мозаичным оформлением храма принимал участие и талантливый художник Н. А. Кошелев. Мозаичное панно на фасаде храма «Христос во славе», панно в интерьере «Преображение Господне» и «Бегство в Египет» выгодно выделяются среди других мозаичных изображений. 48 эскизов для изготовления мозаики на фасаде и в интерьере храма принадлежат художнику Василию Васильевичу Беляеву. Цикл мозаик западной части храма: «Положение во гроб», «Распятие», «Сошествие во ад» - до сегоднешнего времени служат образцами для иконописцев.

Но время не пощадило храм. Попавший во время войны в центральный купол неразорвавшийся снаряд повредил 6 кв.м мозаики "Пантократор". В результате заброшенности храма на десятки лет, из-за влаги на лицевой стороне мозаик образовывались высолы. На мозаичных иконах и орнаментах были щели и трещины, смальта между блоками отслоилась, выпали отдельные кубики смальты золотой канторели.

Реставрация мозаики Спаса на Крови проводилась в течение 14 лет с 1980 по 1994 годы. Реставраторы-мозаичисты под руководством В. А. Шершнева очистили, отреставрировали мозаичные стены храма и воссоздали утраченные фрагменты композиций. Сначала мозаика проходила тщательное обследование.
Затем мозаику промывали раствором детского мыла, загрязнения удаляли ластиками, высолы после промывки соскребали скальпелями. Микромозаики четырех икон афонских святых на царских вратах были отреставрированы и две иконы воссозданы благодаря терпению и мастерству И.Ю. Лаврененко. Он разработал технологию изготовления тянутой смальты, создал методики реставрации сохранившихся мозаичных образов. Иконы набирались тянутой смальтой, разной конфигурации, сечением модуля до 1 мм. Над каждой мозаичной иконой, состоящей из 20 000 элементов, И.Ю.Лавриненко трудился около года.

­Американская мозаика

В древности в Китае и Центральной Америке так же развивалось мозаичное искусство. До нас дошли мозаичные шедевры в инкрустации шкатулок, элементов мебели, домашней утвари и культовых масок. Материалами для мозаики служили: полированный камень, слоновая кость, перламутр и другие­ цветные материалы не выгорающие на солнце. Ацтекские мозаичные маски, инкрустируемые яшмой, агатом и горным хрусталем - пример кропотливой работы древних мозаичистов.

Мозаичное искусство Египта

Прикладное искусство древней египетской цивилизации изобилует инкрустациями камнем, слоновой костью и различными породами дерева предметов быта и оружия. Современный египетский художник Мохаммед Банауи, опираясь на достижения древней египетской мозаики, открывает новые нетрадиционные формы в древнем искусстве. Он совмещает старинные приемы мозаики с современными техническими возможностями. Глазурованная глина, камни, порезанные на геометрические фигуры, применяемые в мозаике Мохаммедом Банауи, делают его мозаику узнаваемой и отличительной от произведений других мастеров. Работы мастера очень интересны, оригинальны и экспрессивны. Его работа - это не просто картина или скульптура, это - мозаика.

Греческая и римская мозаика

Значение мозаичного искусства­ в древней Греции и Риме трудно переоценить. Наличие мозаики в убранстве римского дома сравнимо по использованию в современном доме керамической плитки. Земляные и каменные полы постепенно превращались в мозаичные. Наличие мозаики в доме было необходимым, а вот изысканность и сложность мозаичного рисунка говорили о богатстве и знатности хозяина дома. Характерной особенностью Римской империи было то, что храмы не превосходили по богатству убранства светские дома, в­ отличие от Византии, где считалось, что смальта, как вечный немеркнущий материал, отражает характер небесного мира и Царства Божия, а мозаика была призвана воспевать это царство.

­­­­­ Смальта – непрозрачное стекло, практически не подвержена старению и разрушению. В Византии мозаику называли вечной живописью. Смальта варится в печах в тигелях, а потом, выливается на горячую чугунную сковородку и застывает. В дальнейшем смальта колется на модули из которых собственно и набирают мозаику. Размер модуля­ может колебаться от нескольких квадратных миллиметров в минимозаиках, где смальту вытягивают в тонкие палочки, до крупных пластин для масштабных монументальных композиций.

Флорентийская мозаика

В период ренессанса определилась флорентийская техника набора мозаики, которая потом распространилась по всей Европе. Флорентийская мозаика изготавливается из натурального камня. Кусочки камня, не только плотно подгоняются друг к другу, но и подбираются по структуре и природному рисунку камня. Камень дает мозаике не только цвет, но и характерную природную текстуру, которую невозможно получить искуственным способом. После полировки цвет камня проявляется наиболее глубоко и сочно. В начале при изготовлении флорентийской мозаики использовала мягкие породы мрамора. Но по мере широкого географического распространения этой техники материал становился более разнообразным. Камень для изготовления флорентийской мозаики поставлялся со всего света, расширяя цветовые и текстурные возможности этой техники. В 1911 году на всемирной Парижской ярмарке российские мастера-мозаичисты представили работы выполненные в технике флорентийской мозаики, в которых применили палитру уральских самоцветов. Искушенная европейская публика была поражена цветонасыщенностью полудрагоценных и драгоценных камней. Уральские камни, использованные при изготовлении объемных ваз, определили характерную разновидность флорентийской мозаики. С тех пор ее стали называть русской мозаикой.

Классическая мозаика

Исторические техники римской, византийской и флорентийской мозаик развивались и изменялись вплоть до наших дней, выработав общий принцип классической мозаики. Классическая мозаика - это универсальный метод модульной кладки. Поэтому можно называть классикой и собственно классицизм и ампир и барокко и эклектику, в общем все стили вплоть до модерна.

­­­­­ Модерн – это пороговый стиль, который отрицает опыт всех предыдущих поколений. Модерн – это революция в развитии прикладного искусства. Этот стиль ярко характерен и принципиально отличается от всех других классических стилей. Этот стиль привнес много нового в каждый вид искусства, вплоть до мозаики. В мозаике, кроме использования новых материалов, Модерн дает и новый вид кладки. При наборе он совмещает флорентийскую и классическую техники, поломав все традиции и стереотипы. Так в одной мозаичной композиции могут встречаться кладки разного размера и характера модуля, вплоть до геометрически неправильного.

Мозаика модерн

Яркая фигура в стиле модерн испанский архитектор Гауди разрушил традиционные границы техники мозаики, оригинально смешивая приемы и методы кладки. Его фантастические архитектурные сооружения, оригинальные и органичные, выглядят необычно даже для стиля модерн. Мозаики Гауди естественно ложатся в архитектурную среду и подчеркиваяют экспрессивную пластику строения.
­В мозаике помимо традиционной смальты и камня стали применяться керамика, стекло, фарфор, галька.
Для мозаики в стиле модерн в настоящее время лучше всего подходит питерская смальта, так как она имеет оригинальные разводы как на лицевой стороне смальты, так и на обратной.

Copyright 2007 ООО «Художественно–реставрационные мастерские Плигина»

Тел.: +7-960-832-16-67 (моб.), 224-89-17 (дом.). E-mail: alepligin@yandex.ru