Изготовление иконостаса. 

О мастерской

Иконостас изготовление

Домашний иконостас

Иконы изготовление

Киоты изготовление

Престол изготовление

Распятие изготовление

Аналои, церковная утварь

Кресло архиерейское

Сень над гробницей

Роспись храма

Реставрация икон и росписи

Мозаика изготовление

Творческие работы

Позолотные работы

Пожелания настоятелю

Расценки на работы

История иконописи

Обратная связь

Иконостас изготовление

Изготовление иконостасов — одно из направлений деятельности нашей мастерской. Первые 3 иконостаса был созданы нами еще в 1988- 90 годах в трехпридельный храм в г. Абдулино, Оренбургской области.

С тех пор мы создали несколько десятков самых разных православных иконостасов различной стилистики в разных уголках России.

При розработке проекта и изготовлении иконостаса, мы никогда не повторяемся, каждый изготовленный в нашей мастерской иконостас по своему уникален. Даже если владыка или настоятель храма выбирают как образец уже изготовленный нами иконостас, новый иконостас, сохраняя основную стилистику, будет по форме отличаться от прежнего. Иконостас проектируется исходя из архитектурного стиля данного храма с учетом деталей всего интерьера храма. Для утверждения предлагается несколько вариантов проекта иконостаса на выбор.

Над изготовлением иконостаса трудится весь коллектив мастерской: дизайнеры, инженеры-технологи, столяры, скульпторы, маляры, позолотчики и художники- иконописцы. В мастерской работают в основном выпускники Самарского художественного училища и­ Самарской государственной академии культуры и искусств.

­

В основном иконостас, изготовленный в нашей мастерской состоит из модулей, тщательно подогнанных друг к другу, которые изготавливаются в мастерской в г. Самара (основание отдельно, декоративные детали - столбики, капители и пр. отдельно) и собираются на месте в храме за несколько дней. Для изготовления иконостаса используются различные материалы. Основание иконостаса изготавливается из соснового бруса и МДФ или из ценных пород дерева. Иконостас может быть крашенный под фарфор, под любое дерево или камень, детали или резные, или отливаются из высокопрочного гипса или стеклопластика, оклеиваются фольгой под золото или сусальным золотом, частично или полностью. Для покраски используются импортные грунты, краски и лаки.

Иконостас - это основной элемент убранства храма, так же как и Престол. Без них невозможно проводить службы в храме. Поэтому, уже на этапе строительства храма, необходимо озаботиться о проекте иконостаса. Так, как иконостас должен органично вписаться в пространтво храма, его необходимо проектировать с учетом остальной церковной утвари и в сочетании будущей росписью стен храма. В период расцвета церковного искуссва, решением стиля и проектами убрансва в храме часто руководил архитектор. Современные архитекторы очень часто не знают основных приципов проектирования храма. Поэтому, например,строят храм с маленькой апсидой, куда не только иконостас не вмещается с дьякоскими дверями, но и Престол некуда поставить. Священики, утверждающие подобные проекты, плохо ориентируются в масштабах схем. Несколько раз сталкивался с такими случаями, когда художник, предоставляя проект иконостаса для конкурсного рассмотрения, показывает, например, уменьшенный под существующий храм, проект иконостаса Храма Христа Спасителя, в двери которого после изготовления придется вползать боком. И комиссия из нескольких человек сразу не обращает на это внимания. Художник, решивший изготовить свой иконостас, должен иметь большой опыт работы в этой области под руководством опытного мастера.

­

История развития иконостаса.

Православный иконостас преображался и изменялся столетиями. В самых ранних христианских храмах Алтарь всегда отделялся от основного помещения храма завесой или перегородкой ввиде невысокой стенки. Евсевий Кесарийский писал о том, что в 4 веке в храме, построенном в Тире, Алтарь был отделен от остального пространства храма резной перегородкой (праобраз резного иконостаса). Так же использовались тканные завесы (иконостасы на ткани иногда всречаются и в наше время).

Византийские алтарные преграды (иконостасы) ранее состояли из мраморных колонн, с архитравом - темплоном и украшался крестом. С алтарной стороны навешивалась завеса (катапетасма). На катапетасме изображался Крест. В настоящее время очень много золотошвейных мастерских которые могут изготовить завесу на любой вкус. В основном завесу изготовляют из парчи. Главное - чтобы завеса легко отодвигалась, не застревая в механизме, поэтому, если проем с Царскими Вратами большой, завесу лучше делать легкой из тонкого материала. Во время службы происходит незримая связь между священником, поющим молитвы в Алтаре и верующими, находящимися в центральной части храма, трепетно улавливающие слова молитвы. Поэтому иконостас необходимо конструировать таким образом, чтобы не загораживать глухо пространство между Алтарем и общим храмом. В случае, если иконостас перекрывает всю восточную стену, в иконостасе необходимо оставлять большие проемы над Царскими Вратами и дьяконскими дверями. Если нет такой возможности, всвязи с конструкцией проекта, то иконостас можно отодвинуть на некоторое растояние от восточной стены, дав возможность проходить звукам молитвы в купольную часть храма и там, отражаясь от сферы достигнуть ушей молящихся.

­После того, как закончился иконоборческий период, с начала 9 века повсеместно на темплоне начали устанавливать иконы, в результате чего перегородка превратилась в иконостас. В свободное пространство между колоннами иконостаса устанавливали иконы. Византийский иконостас был двух и трехрядным. На Руси подобные иконостасы называют тябловыми. Тябловый иконостас состоит из несольких рядов икон, установленных на балках (тяблах) и разделенных тонкими планками между собой. Балки м планки накрываются пластинами с резьбой. Обычно декор тяблового иконостаса имеет мелкозаглубленную резьбу. Позже для изготовления тяблого иконостаса применяли басму. Басменный иконостас состоял из планок со штампованным декором на серебрянных или латунных пластинках. Самым изощренным мастером по басменным иконостасам считался тот мастер у которого имелось больше штампов с декором. Декор прибивался мелкими гвоздиками к деревянной основе иконостаса. Многие мастера совмещают резьбу с элементами из басмы. Тябловый иконостас до сих пор имеет широкое распространение в Греции и на Кипре. В настоящее время, наряду с другими направлениями по изготовлению иконостаса, во многих иконостасных мастерских, выросших во множестве по всей территории России, получил широкое распростанение тябловый иконостас. Изготовление тяблового иконостаса не требует таких больших затрат как изготовление иконостаса классического.

­Византийский иконостас пришел на Православную Русь в 11 веке, где он претерпел серьезные изменения, превратившись в высокий русский иконостас. В русских храмах существует два типа иконостасов. Первых тип иконостаса размещается по всей ширине храма, занимая практически всю восточную стену. Второй тип иконостаса занимает только пространство внутри проема в Алтарь. При выборе типа иконостаса нужно было учитывать размеры и аккустические возможности храма. И естественно на размеры иконостаса влияли материальные возможности данного прихода. Позже появились трехъярусные иконостасы, получившие широкое распространение на Руси.

­ Самый первый трехъярусный иконостас, был изготовлен в Москве в 15 веке. Иконы на этот иконостас написал известный иконописец Феофан Грек. Через некоторое время в иконописной мастерской Андрея Рублева был изготовлен иконостас с четвертым пророческим рядом.

Возникновение высокого иконостаса современные историки связывают со спецификой богослужения в России по Иерусалимскому Уставу.

­еще один праотеческий ряд появился в русском иконостасе в 16 веке. Обычно иконы на этом ряду изображали поясные. К этому времени на иконостасе сформировалась неразрывная связь святого писания от Ветхого до Нового завета. Сфрмировался классический пятиярусный тип русского иконостаса.

Одной из причин возникновения высокого русского иконостаса было то, что многие построенные храмы не имели росписей на стенах. В результате чего в дальнейшем количество рядов на иконостасе продолжало расти.

­В 17 веке над праотеческим рядом появился еще один ряд иконостаса с изображениями ангелов - серафимов и херувимов. Часто их изображают на иконостасе резными, венчающими иконы верхнего ряда иконостаса. Позже в иконостасе иногда добавляли пядничный ряд (небольние иконы равные размеру между большим и указательным пальцами -­ пяди). Эти иконы, приносимые в храм прихожанами, стали помещать на иконостас для всеобщего молния. Во многих храмах можно увидеть различные иконы, в беспорядке развешаные по стенам храма. В разных уголках храма могит соседсвовать множество икон с изображением Спасителя или­ с Казанской Божьей Матерью и дугих святых, различных не только по стилю и грамотности написания, но и по сохранности. Порой иконы занимают все пространство храма почти от пола и до потолка. И каждый прихожанин приходил молиться к своей иконе. А если ветхую икону помещали в хранилище, происходил скандал. Поэтому все эти иконы стали устанавливать на иконостас. В конце17 века в иконостас стали устанавливать иконы, изображающие Страсти Христовы: Избиение Христа, Несение Креста, Распятие Христово, Снятие с Креста, Положение во гроб, так появился еще один ряд страстной. На самом верху иконостаса во многих храмах стали устанавливать большой Крест с Распятием Иисуса Христа. На некоторых иконостасах Крест с Распятием изображался с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. В основном Распятие Христово было живописным и украшалось по контуру Креста позолоченной резьбой или гравировкой с позолотой и эмалями. В начале 18 века иконостасы начали украшать причудливой резьбой, позолоченной сусальным золотом или поталью. В резьбе на иконостасах присутствовали райские птицы, всякие звери, виноград и райские плоды и цветы. Особо часто на старинных иконостасах можно увидеть крученые столбы, обвитые виноградными лозами, символизирующими Кровь Христову. Богатые резные иконостасы, изготавливаемые русскими мастерами, оказали большое влияние на развитие иконостасного искусства Афона и Греции.

­На Руси чаще всего классический иконостас был пятирядным.

­В каждом храме верующие старались поставить иконостас, поражающий своим благолепием. В 19 веке получили развитие иконостасы из мрамора и керамики, призванные не только украшать храм и прославлять Христа, но и стоять вечно.

­Сегодня в российских храмах изготавливаются иконостасы самых разнообразных стилистик. В наше время у художников появились огромные возможности для свободы творчества в изготовлении иконостаса. У нашей мастерской богатый опыт по разработке различных вариантов иконостаса. Мы с удовольствием поработаем над разработкой проекта иконостаса и его изготовлением в той стилистике, которая подойдет именно для Вашего храма и в соответствии с требованиями нашего времени. В этом непростом деле лучше довериться настоящим профессионалам.

Copyright 2007 ООО «Художественно–реставрационные мастерские Плигина»

Тел.: +7-960-832-16-67 (моб.), 224-89-17 (дом.). E-mail: alepligin@yandex.ru